Ребенок не хочет идти в 1 класс
Примерно в момент поступления в школу у детей происходит психологический кризис 7 лет, который является одним из «легких» жизненных кризисов. Выготский Л.С. говорил, что ребенок начинает терять свою непосредственность, у него появляется внутренняя жизнь. Также возникает особая логика чувств, смысловая ориентировка в поведении. В результате чего формируется произвольное поведение.
Главное новообразование кризиса 7 лет – это «внутренняя позиция школьника», которая представляет собой сплав двух потребностей – познавательной и потребностью общения со взрослыми на новом уровне. Именно сочетание этих двух потребностей позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в произвольном поведении ученика. Психологическая готовность к школьному обучению включает сформированность 4 компонентов психической деятельности: 1. Когнитивная готовность – ВПФ должны быть хорошо развиты. 2. Сфера произвольностей – у ребенка должно сформироваться произвольное поведение, т.е. он готов выполнять действия по образцу и инструкции. 3. Мотивационная готовность к школьному обучению предполагает отхождение на 2- план игрового мотива, а на первый план выходят учебные мотивы (социальные, познавательные и мотивация достижений). Социальные мотивы: - широкий социальный мотив - понимание социальной значимости учения (я должен учиться – без учебы никуда, никакого дела не сделаешь); - узкий социальный мотив - стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение. Познавательные мотивы – ориентация ребенка на содержание и процесс учебной деятельности. Мотивация достижений делится на мотивацию достижения успеха и мотивацию избегания неудач. 4. Коммуникационная сфера – ребенок должен уметь общаться и взаимодействовать как со взрослыми, так и с ровесниками. Почему ребенок не хочет идти в 1 класс? Действительно существует грустная тенденция, которая указывает на увеличение детей, поступающих в школу, которые не хотят учиться. Основными причинами нежелания ребенка идти в первый класс являются: 1) Ребенок не готов учиться, так как еще не наигрался. То есть, он психологически еще не «дозрел» до школьного обучения, у него не сформировалась «внутренняя позиция школьника» - преобладает игровая мотивация, не «дозрела» сфера произвольностей (не готов выполнять действия по инструкции и по образцу, нет усидчивости, не готов усваивать нормы и правила школьного поведения). Кроме того, ребенок не готов взаимодействовать с учителем и одноклассниками с позиции ученика. Что делать? В таком случае поступление ребенка в школу сейчас не целесообразно, так как он не доиграл в дошкольном детстве. Если же ребенок все же начинает учиться, то возможен вариант, что после 1-2 класса потребуется дублирование обучения. Постоянный неуспех в школьной деятельности может привести к невротическим расстройствам, нарушениям поведения. Поэтому лучше еще один год не отдавать ребенка в школу, насытить его потребность в игре, дать ему «дозреть» психологически. Но не нужно просто сидеть и ждать, когда ребенок созреет к школе, а необходимо показать его специалисту, медицинскому психологу / нейропсихологу, чтобы тот провел диагностику и на основании ее разработал индивидуальную программу коррекции, которая поможет сформировать дефицитарные функции. 2) Различные страхи, связанные со школой. - Страх неизвестности. Ребенок не понимает, как будет устроена жизнь в школе. - Страх «взрослой жизни» Будущий первоклассник понимает, что уроки – это серьезно и надолго. У него появляются новые обязанности – выполнение домашних заданий, а значит, времени на игры и гуляние будет меньше. - Страх получить двойку. Лучше обнимите ребенка и присоединитесь к его чувствам: «Я понимаю твое волнение. Сама очень волновалась, когда шла в 1 класс. Знай, я буду рядом, и я всегда поддержу и помогу тебе». Тем самым вы поможете ребенку пережить свои чувства в моменте. 3) Отрицательный опыт своих старших сестер и братьев-школьников. Попросите своих старших детей рассказать о школе объективно, не только про отрицательные моменты, но и про положительные тоже. Напоследок хочется сказать, будьте внимательными к своему «первоклашке», поддерживайте его, помогайте ему, вместе с ним разработайте режим дня, но не перегружайте большим количеством кружков и секций. В этом случае адаптация к 1 классу у ребенка пройдет легко и спокойно.
Адаптация ребенка к детскому дошкольному учреждению
Родители часто спрашивают меня, как приучить ребенка ходить в детский сад?
Обычно, история с дебютом социализации детей в детские сады начинается в возрасте 2,5-3 г.
Что в это время происходит с детьми?
Для них начинается новая ситуация развития, в которой дети испытывают большие сложности в связи с тем, что: Поэтому дети ВСЕГДА испытывают ограничение в общении, одиночество и страх быть покинутым, «забытым». Рассмотрим 3 степени адаптации к ДДУ: 1. Тяжелая адаптация. О таких детях говорят, что он «несадовский ребенок»: - месяцами не могут привыкнуть к детскому саду; - быстро заболевают, тяжело и продолжительно болеют; - отмечается резкая полярность эмоций (от смеха к плачу); - усиливается стремление к симбиозу с матерью; - появляется регресс в психическом развитии в виде симптомов ночного энуреза, различных психосоматических реакций, остановке речевого развития и др. 2. Средняя адаптация – ребенок болеет редко и не тяжело. Может поплакать в саду первые 1-2 недели. Адаптируется примерно 1 месяц. Хорошим показателем адаптации к детскому саду является социальное экспериментирование – ребенок начинает хулиганить, хорошо контактирует глазами с воспитателем, у него повышается познавательная активность. 3. Легкая адаптация – ребенок адаптируется примерно 2 недели, практически не плачет, не болеет, легко внедряется в детский коллектив. Кто может оказаться в группе риска по тяжелой адаптации к ДДУ? Кому адаптироваться к детскому саду легче? Что можно и нельзя делать родителям в период адаптации к детскому саду? Можно Нельзя Помните! Если ребенок долго болел, адаптация к ДДУ начинается заново!
Зачем нужна психологическая диагностика?
До сих пор в сознании многих людей бытует мнение, что психологическая диагностика – это что-то страшное, когда влезают в мозги человека и что-то там могут не весть что найти.
Давайте рассмотрим, какие виды психологической диагностики бывают:
Рассмотрим их направленность поближе.
1. Психологическое обследование в МСЭ направлено на исследование психической деятельности ребенка или взрослого с целью выявления структуры и степени нарушений психических функций, приводящих к ограничению жизнедеятельности в категориях общения, обучения, контроля за своим поведением, а также определения компенсационных возможностей психики, для преодоления существующих ограничений. Одним словом, если вы собираете документы на признание вас инвалидом или вашего ребенка - ребенком-инвалидом, то необходимо представить заключение от медицинского психолога по результатам психологического обследования с указанием структуры и степени нарушений психических функций организма. 2. Психологическая диагностика для целей ПМПК проводится для выявления актуальных особенностей психического развития ребенка и его потенциальных возможностей в плане получения адекватного образования. Проведение психологического обследования необходимо для того, чтобы дать родителям комплексные рекомендации по условиям образования (нуждается ли ребенок в специальных образовательных условиях) и определяется необходимость коррекции ребенка. 3. Цель судебно-психологической экспертизы – провести психологическое исследование личности и дать ответы на вопросы следователя, органа дознания или суда. Судебные психологи-эксперты работают в контексте юридической психологии. 4. Психодиагностика давно и активно используется для медицинских целей, в частности в психиатрических и неврологических клиниках. Психодиагностическое обследование пациентов клиник проводится для уточнения или постановки диагноза заболевания и для оценки эффективности терапии. 5. Психологическая диагностика для личных целей заказчика услуги представляет собой обследование детей и взрослых с целью определения причин нарушений их адаптации в социуме, нарушений школьно-значимых функций (дисграфия, дислексия, дискалькулия), нарушений эмоционально-личностной сферы, а также после перенесенных черепно-мозговых травм, нейроинфекций, опухолей ГМ и др. В данном случае психологическая диагностика проводится для составления индивидуального плана их восстановления или коррекции. Как вы видите, психологическая диагностика применяется в различных целях. Но важным является то, что грамотно проведенная диагностика является половиной успеха в построении индивидуального плана дальнейшего лечения и/или коррекции, индивидуального образовательного маршрута.
Дисграфия
Дисграфия – нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках в письменных работах учащегося. На дисграфию в первую очередь указывают:
- замены букв, обозначающих акустически и артикуляционно сходные звуки (б-п, с-ш, о-у и др.),
- трудности обозначения оптически и графически сходных букв (п-т, х-ж, б-д, и-у, ш-щ и др.),
- зеркальное письмо,
- пропуски, добавления и/или перестановки букв и слогов на уровне слова.
Отмечаются также на письме при дисграфии грамматические ошибки, отсутствие границ слова и предложения.
Дети с нарушениями письма и чтения, этиология которых связана с неречевыми функциями (недосформированность зрительно-пространственных представлений, графомоторных навыков), могут не иметь существенных отклонений в развитии устной речи и демонстрируют достаточно эффективные коммуникативные умения и навыки, имеют широкий кругозор. Однако даже самые незначительные нарушения в дальнейшем приводят к затруднениям в использовании чтения и письма как метапредметных умений. Эти умения необходимы для освоения любых предметов, которые включают работу с текстовым материалом . У многих учащихся с дисграфией также зачастую страдает процесс регуляции самой деятельности. Эти нарушения влияют на формирование таких высших психических функций как восприятие, память, внимание. В результате такие дети оказываются в группе риска по школьной неуспеваемости, что в свою очередь приводит к снижению мотивации вплоть до негативизма, а также к проблемам школьной адаптации и социализации в целом. При дисграфии ошибки повторяются и становятся более устойчивыми, не исчезают сами собой и не устраняются за счет многократного переписывания текста или заучивания правил. Таким детям необходима специальная коррекционная помощь, нужна комплексная работа по нескольким направлениям. Эти направления включают в себя разные виды помощи: психолого-педагогическую, логопедическую, нейропсихологическую, возможно и медицинскую. Задача коррекционно-развивающей работы по преодолению дисграфии — перестройка и компенсация нарушенных функций мозга, за счет которых обеспечивается регуляция разных видов деятельности и поведения. Логопедическая работа на занятиях строится в зависимости от структуры и механизмов выявленных нарушений, цель занятий — нормализация процессов письма и чтения, формирование и закрепление данных навыков. Работа с материалом проводится в зависимости от индивидуальных особенностей восприятия ребенка с опорой на его сильные стороны. Детям с нарушениями письма необходима особенная психологическая поддержка, которая поможет ребенку почувствовать себя успешным в доступных ему видах деятельности, укрепит его веру в собственные силы. Приглашаем на диагностику и коррекционно-развивающие занятия для предупреждения и устранения нарушений письменной речи.