Статьи

Ребенок не хочет идти в 1 класс


        Примерно в момент поступления в школу у детей происходит психологический кризис 7 лет, который является одним из «легких» жизненных кризисов. Выготский Л.С. говорил, что ребенок начинает терять свою непосредственность, у него появляется внутренняя жизнь. Также возникает особая логика чувств, смысловая ориентировка в поведении. В результате чего формируется произвольное поведение.

 

        Главное новообразование кризиса 7 лет – это «внутренняя позиция школьника», которая представляет собой сплав двух потребностей – познавательной и потребностью общения со взрослыми на новом уровне. Именно сочетание этих двух потребностей позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в произвольном поведении ученика.

        Психологическая готовность к школьному обучению включает сформированность 4 компонентов психической деятельности:

1. Когнитивная готовность – ВПФ должны быть хорошо развиты.

2. Сфера произвольностей – у ребенка должно сформироваться произвольное поведение, т.е. он готов выполнять действия по образцу и инструкции.

3. Мотивационная готовность к школьному обучению предполагает отхождение на 2- план игрового мотива, а на первый план выходят учебные мотивы (социальные, познавательные и мотивация достижений).

        Социальные мотивы:

         - широкий социальный мотив - понимание социальной значимости учения (я должен учиться – без учебы никуда, никакого дела не сделаешь);

         - узкий социальный мотив -  стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение.

        Познавательные мотивы – ориентация ребенка на содержание и процесс учебной деятельности.

        Мотивация достижений делится на мотивацию достижения успеха и мотивацию избегания неудач.

4. Коммуникационная сфера – ребенок должен уметь общаться и взаимодействовать как со взрослыми, так и с ровесниками.

        Почему ребенок не хочет идти в 1 класс?

        Действительно существует грустная тенденция, которая указывает на увеличение детей, поступающих в школу, которые не хотят учиться.

        Основными причинами нежелания ребенка идти в первый класс являются:

1) Ребенок не готов учиться, так как еще не наигрался.

        То есть, он психологически еще не «дозрел» до школьного обучения, у него не сформировалась «внутренняя позиция школьника» - преобладает игровая мотивация, не «дозрела» сфера произвольностей (не готов выполнять действия по инструкции и по образцу, нет усидчивости, не готов усваивать нормы и правила школьного поведения). Кроме того, ребенок не готов взаимодействовать с учителем и одноклассниками с позиции ученика.

        Что делать? В таком случае поступление ребенка в школу сейчас не целесообразно, так как он не доиграл в дошкольном детстве. Если же ребенок все же начинает учиться, то возможен вариант, что после 1-2 класса потребуется дублирование обучения. Постоянный неуспех в школьной деятельности может привести к невротическим расстройствам, нарушениям поведения. Поэтому лучше еще один год не отдавать ребенка в школу, насытить его потребность в игре, дать ему «дозреть» психологически. Но не нужно просто сидеть и ждать, когда ребенок созреет к школе, а необходимо показать его специалисту, медицинскому психологу / нейропсихологу, чтобы тот провел диагностику и на основании ее разработал индивидуальную программу коррекции, которая поможет сформировать дефицитарные функции.

2) Различные страхи, связанные со школой.

- Страх неизвестности. Ребенок не понимает, как будет устроена жизнь в школе.

- Страх «взрослой жизни» Будущий первоклассник понимает, что уроки – это серьезно и надолго. У него появляются новые обязанности – выполнение домашних заданий, а значит, времени на игры и гуляние будет меньше.

- Страх получить двойку.

  • При страхе неизвестности не нужно запрещать ребенку проживать его чувства «Не волнуйся», «Не бойся» и не нужно его воодушевлять. Вспомните себя, когда вы пошли в 1 класс, или на 1 курс института, или на новую работу. Вы тоже волновались.

        Лучше обнимите ребенка и присоединитесь к его чувствам: «Я понимаю твое волнение. Сама очень волновалась, когда шла в 1 класс. Знай, я буду рядом, и я всегда поддержу и помогу тебе». Тем самым вы поможете ребенку пережить свои чувства в моменте.

  • При страхе «Взрослой жизни» ребенку нужно сказать, что действительно, школьный режим отличается от детсадовского. Поэтому мы с тобой вместе организуем режим дня так, чтобы ты все успевал: и делать домашние уроки, и играть и гулять. Здесь также важно показать родителю, что он всегда готов поддержать и помочь ребенку.
  • Страх получения «2». А вдруг я получу «2»? Да, получать «2» не приятно, и обидно. Однако, во-первых, ребенку нужно сказать, что в 1 классе «двойки» не ставятся. Во-вторых, дать ребенку установку на то, что если даже он когда-то получит низкие оценки, вы его любить меньше от этого не  будете. В-третьих, «двойки» можно всегда исправить, просто выучив урок.

        3) Отрицательный опыт своих старших сестер и братьев-школьников.

        Попросите своих старших детей рассказать о школе объективно, не только про отрицательные моменты, но и про положительные тоже.

        Напоследок хочется сказать, будьте внимательными к своему «первоклашке», поддерживайте его, помогайте ему, вместе с ним разработайте режим дня, но не перегружайте большим количеством кружков и секций. В этом случае адаптация к 1 классу у ребенка пройдет легко и спокойно.

 

 Адаптация ребенка к детскому дошкольному учреждению


        Родители часто спрашивают меня, как приучить ребенка ходить в детский сад?

        Обычно, история с дебютом социализации детей в детские сады начинается в возрасте 2,5-3 г.

        Что в это время происходит с детьми?

 

        Для них начинается новая ситуация развития, в которой дети испытывают большие сложности в связи с тем, что:

  • оказываются в новой системе норм и требований, в новом режиме дня;
  • отсутствует поддержка близких людей (мамы, папы);
  • приходиться общаться с новыми детьми и с чужим взрослым, который не даёт близкого личностного общения.

        Поэтому дети ВСЕГДА испытывают ограничение в общении, одиночество и страх быть покинутым, «забытым».

        Рассмотрим 3 степени адаптации к ДДУ:

        1. Тяжелая адаптация. О таких детях говорят, что он «несадовский ребенок»:

        - месяцами не могут привыкнуть к детскому саду;

        - быстро заболевают, тяжело и продолжительно болеют;

        - отмечается резкая полярность эмоций (от смеха к плачу);

        - усиливается стремление к симбиозу с матерью;

        - появляется регресс в психическом развитии в виде симптомов ночного энуреза, различных психосоматических реакций, остановке речевого развития и др.

        2. Средняя адаптация – ребенок болеет редко и не тяжело. Может поплакать в саду первые 1-2 недели. Адаптируется примерно 1 месяц. Хорошим показателем адаптации к детскому саду является социальное экспериментирование – ребенок начинает хулиганить, хорошо контактирует глазами с воспитателем, у него повышается познавательная активность.

        3. Легкая адаптация – ребенок адаптируется примерно 2 недели, практически не плачет, не болеет, легко внедряется в детский коллектив.

        Кто может оказаться в группе риска по тяжелой адаптации к ДДУ?

  1. Единственные дети в семье.
  2. Чрезмерно опекаемые дети.
  3. Дети-флегматики.
  4. Дети, в семьях которых наблюдаются частые конфликты между родителями (тревожные дети).
  5. Необщительные родители.

        Кому адаптироваться к детскому саду легче?

  1. Кого заранее готовили к ДДУ.
  2. Физически здоровые дети.
  3. Самостоятельные дети с развитыми навыками самообслуживания.
  4. Если домашний режим дня м рацион питания близок к детсадовскому.

        Что можно и нельзя делать родителям в период адаптации к детскому саду?

        Можно

  1. Разрядить моторно ребенка после сада: дать ему побегать, попрыгать и т.д.
  2. Обязательно эмоциональная поддержка ребенка к концу дня дома (не забываем про ласки, совместную деятельность, похвалу)!
  3. Окружить ребенка дома спокойной обстановкой!

        Нельзя

  1. Нельзя пугать детским садом!
  2. Нельзя наказывать за детский сад! Например, ты плакал в саду – не получишь чупа-чупс.
  3. Нельзя просить держать ребенка обещание не плакать!
  4. Нельзя внедрять ребенка сразу же в другие социальные среды (кружки и секции), потому что это слишком большая нагрузка на ребенка.
  5. Нельзя в присутствии ребенка о воспитателе говорить плохо!
  6. Нельзя в период адаптации к детскому саду отучать ребенка от привычек!

        Помните! Если ребенок долго болел, адаптация к ДДУ начинается заново!

 

 

Зачем нужна психологическая диагностика?


        До сих пор в сознании многих людей бытует мнение, что психологическая диагностика – это что-то страшное, когда влезают в мозги человека и что-то там могут не весть что найти.

        Давайте рассмотрим, какие виды психологической диагностики бывают:

  1. Психологическая диагностика для целей медико-социальной экспертизы (МСЭ).
  2. Психологическая диагностика для целей психолого-медико-педагогической комиссии - ПМПК.
  3. Судебно-психологическая экспертиза в юридической практике.
  4. Психологическая диагностика для медицинских целей.
  5. Психологическая диагностика для личных целей заказчика услуги.

        Рассмотрим их направленность поближе.

 

        1. Психологическое обследование в МСЭ направлено на исследование психической деятельности ребенка или взрослого с целью выявления структуры и степени нарушений психических функций, приводящих к ограничению жизнедеятельности в категориях общения, обучения, контроля за своим поведением, а также определения компенсационных возможностей психики, для преодоления существующих ограничений.

        Одним словом, если вы собираете документы на признание вас инвалидом или вашего ребенка - ребенком-инвалидом, то необходимо представить заключение от медицинского психолога по результатам психологического обследования с указанием структуры и степени нарушений психических функций организма.

        2. Психологическая диагностика для целей ПМПК проводится для выявления актуальных особенностей психического развития ребенка и его потенциальных возможностей в плане получения адекватного образования.

        Проведение психологического обследования необходимо для того, чтобы дать родителям комплексные рекомендации по условиям образования (нуждается ли ребенок в специальных образовательных условиях) и определяется необходимость коррекции ребенка.

        3. Цель судебно-психологической экспертизы – провести психологическое исследование личности и дать ответы на вопросы следователя, органа дознания или суда. Судебные психологи-эксперты работают в контексте юридической психологии.

        4. Психодиагностика давно и активно используется для медицинских целей, в частности в психиатрических и неврологических клиниках. Психодиагностическое обследование пациентов клиник проводится для уточнения или постановки диагноза заболевания и для оценки эффективности терапии.

        5. Психологическая диагностика для личных целей заказчика услуги представляет собой обследование детей и взрослых с целью определения причин нарушений их адаптации в социуме, нарушений школьно-значимых функций (дисграфия, дислексия, дискалькулия), нарушений эмоционально-личностной сферы, а также после перенесенных черепно-мозговых травм, нейроинфекций, опухолей ГМ и др.

        В данном случае психологическая диагностика проводится для составления индивидуального плана их восстановления или коррекции.

        Как вы видите, психологическая диагностика применяется в различных целях. Но важным является то, что  грамотно проведенная диагностика является половиной успеха  в построении индивидуального плана дальнейшего лечения и/или коррекции, индивидуального образовательного маршрута.

 

Дисграфия 


        Дисграфия – нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках в письменных работах учащегося. На дисграфию в первую очередь указывают:

- замены букв, обозначающих акустически и артикуляционно сходные звуки (б-п, с-ш, о-у и др.),

- трудности обозначения оптически и графически сходных букв (п-т, х-ж, б-д, и-у, ш-щ и др.),

- зеркальное письмо,

- пропуски, добавления и/или перестановки букв и слогов на уровне слова.

        Отмечаются также на письме при дисграфии грамматические ошибки, отсутствие границ слова и предложения.

 

        Дети с нарушениями письма и чтения, этиология которых связана с неречевыми функциями (недосформированность зрительно-пространственных представлений, графомоторных навыков), могут не иметь существенных отклонений в развитии устной речи и демонстрируют достаточно эффективные коммуникативные умения и навыки, имеют широкий кругозор.

        Однако даже самые незначительные нарушения в дальнейшем приводят к затруднениям в использовании чтения и письма как метапредметных умений. Эти умения необходимы для освоения любых предметов, которые включают работу с текстовым материалом .

        У многих учащихся с дисграфией также зачастую страдает процесс регуляции самой деятельности. Эти нарушения влияют на формирование таких высших психических функций как восприятие, память, внимание. В результате такие дети оказываются в группе риска по школьной неуспеваемости, что в свою очередь приводит к снижению мотивации вплоть до негативизма, а также к проблемам школьной адаптации и социализации в целом.

        При дисграфии ошибки повторяются и становятся более устойчивыми, не исчезают сами собой и не устраняются за счет многократного переписывания текста или заучивания правил. Таким детям необходима специальная коррекционная помощь, нужна комплексная работа по нескольким направлениям. Эти направления включают в себя разные виды помощи: психолого-педагогическую, логопедическую, нейропсихологическую, возможно и медицинскую.

        Задача коррекционно-развивающей работы по преодолению дисграфии — перестройка и компенсация нарушенных функций мозга, за счет которых обеспечивается регуляция разных видов деятельности и поведения.

        Логопедическая работа на занятиях строится в зависимости от структуры и механизмов выявленных нарушений, цель занятий — нормализация процессов письма и чтения, формирование и закрепление данных навыков. Работа с материалом проводится в зависимости от индивидуальных особенностей восприятия ребенка с опорой на его сильные стороны.

        Детям с нарушениями письма необходима особенная психологическая поддержка, которая поможет ребенку почувствовать себя успешным в доступных ему видах деятельности, укрепит его веру в собственные силы.

        Приглашаем на диагностику и коррекционно-развивающие занятия для предупреждения и устранения нарушений письменной речи.

 

Контакты

Связаться с нами